Как нам решить квартирный вопрос?

zhilishhnyj-vopros-1182×500

источник

На этот вопрос пытается ответить наш однопартиец из Петрозаводска Усманов Петр Робертович, разместивший свою инициативу на федеральном ресурсе  www.roi.ru — «Российская Общественная Инициатива». Данный материал — личное мнение автора, который надеется на реакцию и комментарии однопартийцев.

Далее приводим авторский текст с доработками, сделанными для читателей нашего сайта.

 

            Уважаемые друзья, сограждане, однопартийцы, являясь членом Партии Великое Отечество, предлагаю к обсуждению идеи, опубликованные мной ранее на порталеwww.roi.ru — «Российская Общественная Инициатива» в виде законодательной инициативы.

 

Основная идея этой инициативы заключается в том, как можно было бы помочь нашим согражданам, нуждающимся в жилье, не теряя в то же время экономической основы. Потому что даже благие намерения должны иметь экономическое обоснование.

 

По сути, в настоящей программе немало общего с идеей, легшей в основу федеральной программы «Дальневосточный гектар», но данная программа заходит еще дальше навстречу готовым к переезду людям, предлагая им не просто участок, а уже подготовленную для жилья инфраструктуру и собственное жилье.

 

Таким образом, принятие федеральной программы, которая обеспечит бесплатным собственным жильем граждан Российской Федерации (а может и Таможенного Союза?) на условиях настоящей федеральной программы, стимулируя их тем самым к переселению в регионы, которые особенно остро испытывают демографический кризис, позволит улучшить демографическую, а при правильной реализации и экономическую ситуации, а регионы России получат ощутимый импульс для развития.

 

Наверняка, многим известно об ужасающей ситуации в небольших городах и поселках, исчезающих с карты в связи с оттоком населения в более крупные и экономически более благополучные города. Данное явление более или менее постоянно и всегда имело место, так как человек всегда ищет, где лучше. Очевидно, что это явление связано с различием в уровне доходов в крупных городах и в регионах.

 

Но не всем хорошо и в большом городе, кто-то с удовольствием переехал бы и поселился в регионе. Принятие подобной программы могло бы помочь таким людям переехать в регионы и/или небольшие города, поселки.

 

Для того чтобы в какой-то мере решить проблему исчезающих поселений, следует понимать, что держит человека на месте, в моем понимании, это два основополагающих обстоятельства:

— свое собственное жилье;

— возможность нормально осуществлять экономическую деятельность и обеспечивать себя и своих близких.

 

В данной инициативе предлагаются меры, способные предложить гражданам как решение жилищного вопроса, так и вопрос по привлечению и стимулированию переезда граждан в регион или город, являющийся участником целевой программы.

 

Таким образом, для решения вопроса требуются радикальные и решительные меры, так как, на мой взгляд, в некоторых случаях проблема оттока населения из малых городов и поселков приобрела уже масштабный и ужасающий характер. Одна из подобных мер — это бесплатное обеспечение граждан жильем, предоставляемое на условиях настоящей программы.

 

У руководителей разного уровня возникнет вопрос, откуда средства на данную программу, за счет какого бюджета? Ответ прозвучит странно, но никаких государственных средств привлекать не потребуется. Каким образом?

 

Для ответа на этот вопрос, следует понимать, что дешевле всего, то есть по себестоимости квадратный метр жилой площади обходится застройщику. То есть, для того чтобы обеспечить граждан бесплатным жильем в регионах, следует обусловить застройку в столице и иных крупных и популярных городах строительством в регионе или городе — участнике федеральной целевой программе развития.

 

К примеру, для получения разрешения на строительство в Москве и/или Санкт-Петербурге следует сдать и предоставить в собственность государственным структурам для дальнейшего бесплатного предоставления в собственность гражданам на условиях, определенных федеральной программой определенное количество кв. метров жилой собственности.

 

Если в соотношении 1:1, то для строительства 1 квадратного метра жилой площади в Москве и/или в Санкт-Петербурге следует сдать государству 1 квадратный метр жилой площади в городе-участнике настоящей федеральной программе, предположим, в Беломорске.

 

Об обязанности речь не идет, если застройщик не хочет участвовать в настоящей программе, то он не обязан, может строить в другом городе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. ПРАВО застраивать эти города предоставляется только после участия в федеральной целевой программе.

 

В этом месте мне могут возразить, что строительный бизнес, к сожалению, далёк от прозрачности. Прибыль, декларируемая застройщиками либо минимальна, на «кусок хлеба», либо застройщики вообще показывают отрицательный баланс. Не очень понятно, как можно мотивировать строителей, если они и без того показывают минимальную прибыль?

 

Мотивировать бизнес относительно несложно: прибыль. Разрыв стоимости на квартиры в Москве и Санкт-Петербурге с одной стороны и в прочих городах России с другой мне кажется достаточно очевидным. Желаете получить прибыль от застройки, например, в Москве — постройте (условно) в Беломорске. Не желаете — стройте (условно) в Волгограде, Таганроге, Сыктывкаре, по всей России, кроме Москвы. Мотивация — РАЗРЕШЕНИЕ, предоставление ПРАВА на застройку, своего рода лицензия для строительства в Москве. И их декларируемое экономическое состояние, квартальное или годовое сальдо (остаток на конец периода) в данном случае никакого отношения к мотивации и мотивирующим факторам отношения не имеют. Государство лишь предоставляет ПРАВО желающим получить разрешение на строительство в столичном регионе.

 

Безусловно, застройщики — экономические агенты будут не очень довольны, но причины, побуждающие их интенсивно строить в крупных городах и столице исключительно экономического характера. Капитал конкурирует и преследует свои интересы в получении наибольшей и наискорейшей прибыли. Задача государства, представляющего интересы граждан, обращать эту конкуренцию гражданам на пользу и регулировать в своих интересах, в которые входит и развитие регионов, равно как и улучшение демографической ситуации как в регионах, так и в России в целом.

 

Подчеркиваю, что в настоящей инициативе не предлагаются какие-либо революционные реформы, в этой идее, если вернуться к примеру Москвы, предлагается продолжать вести московский строительный бизнес, как он есть, но за счет введения дополнительного механизма разрешений или права на застройку, обратить высокую московскую конкуренцию на пользу многим гражданам и Российской Федерации в целом.

 

К тому же, государственные органы могут разработать коэффициенты, различные соотношения по метражу, предложить налоговые вычеты, снижение процентной ставки по налогообложению и/или иные льготы для застройщиков — участников настоящей программы. То есть, найти приемлемую и выгодную для всех форму сотрудничества с застройщиками — экономическими агентами.

 

Застройщики — экономические агенты возразят, что в настоящее время при получении земли под строительство жилого фонда они и так обязаны передавать часть квартир в распоряжение местных властей, которые затем используют их для социального найма. Как быть, отказаться от такой практики, или это будет дополнительная нагрузка на строительный бизнес?

 

О практике социального найма мне известно, как и о праве граждан приватизировать впоследствии квартиру, предоставляемую на условиях социального найма. По идее, смысл тот же, но процедура длительная, забюрократизированная, и проводится в недостаточном объеме, и без акцента на регионы и города, остро нуждающиеся в притоке населения. Таким образом, смысл настоящей идеи/инициативы не реализуется.

 

При обдумывании настоящей инициативы я представлял себе в первую очередь помощь гражданам, нуждающимся в жилье и во вторую очередь — развитие регионов/городов, нуждающихся в притоке населения. Да, речь идет об альтернативной программе. Да, речь идет о дополнительной нагрузке на строительный бизнес, но не на весь строительный бизнес, а лишь на лидеров этой отрасли, потому что застраивающие столицы компании именно лидерами и являются.

 

С позиции столичного региона может возникнуть возражение о том, что эти льготы в свою очередь будет означать недополучение налогов в местные и федеральный бюджеты. То есть, в идеале, подобные льготы должны компенсироваться либо ростом производства в отрасли, либо косвенно — через общий экономический эффект. Такая программа переселения подразумевает положительный экономический эффект, но в тех регионах, куда будут уезжать люди, но, получается, те регионы, которые лишатся части доходов за счёт льгот, обратного эффекта не получат, так как рост будет в других регионах. В этой схеме столичный регион явно проигрывает, если он начинает предоставлять льготы. Как столичный регион мотивировать на такое поведение? Только политической волей федерального центра?

 

Тем, кто часто бывает в регионах России и иных отдаленных от центра городах и поселениях очевидно, что Москва априори не может быть в проигрыше по сравнению с подобными населенными пунктами, так как перекос в экономиках столицы и регионов состоялся, что в своей основе и является причиной оттока населения. Но все это не повод не развивать регионы, дабы избежать замкнутой петли: «граждане уехали — мы не можем собирать налоги — мы не можем развивать регион, платить пенсии (нужна помощь федерального центра, субсидии, субвенции, дотации, облигационные займы и пр.), мы не можем обеспечивать благополучие граждан — граждане уехали».

 

Настоящая программа и призвана этот перекос немного выправить, в то же время ощутимо помогая нашим с вами согражданам, которые получив такое перераспределение благ в свою пользу высвободят ресурсы для иных целей и потребностей, кроме как для оплаты ипотеки банкам, что при нынешних условиях: процентных ставках и сроках выливается в стоимость двух — трех квартир.

 

В принципе, да, эти льготы можно оценивать как недополучение прибыли бюджетом, например Москвы. И, в принципе, эта программа в первую очередь, в интересах граждан РФ, и, таким образом, в интересах Российской Федерации в целом, чем, например, в интересах Москвы. Хотя, на мой взгляд, вопрос в принципе не должен ставиться таким образом, потому что Москва — это столица Российской Федерации, и интересы должны совпадать.

 

Тем не менее, в рамках налоговых органов подобное недополучение прибыли (возврат из бюджета) может быть компенсировано московскому бюджету из федерального бюджета. В свою очередь, это недополучение прибыли уже на федеральном уровне вполне компенсируется не только экономическим эффектом в другом регионе, но и демографическим ростом.

 

При эффективной реализации подобной программы ранее дотационный регион вполне может стать экономически благополучным, потому что приезжающие люди привозят с собой свои потребности, а спрос, как известно, рождает предложение, добавленную стоимость и налоги в региональный бюджет от экономической деятельности. К тому же, те, кто не смог реализовать себя и свои основные потребности в условиях более высокой конкуренции в Москве, получив подобную помощь с высокой степенью вероятности станут экономически активны и благополучны в регионе, а это опять же налоги (НДФЛ) в региональный бюджет.

 

Справедливо могут возникнуть вопросы о том, каким образом граждане могут принять в ней участие, для кого предназначена эта программа, как привлекать граждан, если уже сейчас есть практика выделения жилого фонда для молодых специалистов (врачи, учителя), но массового переселения не происходит?

 

В моем представлении, участие граждан должно происходить исключительно на добровольной основе, людей необходимо привлекать, даже не побоюсь этого слова — завлекать, заинтересовывать! Люди должны ХОТЕТЬ переехать, приехать в регион и только при соблюдении этого условия высока вероятность того, что через год — два человек не бросит все, и не сбежит снова в столицу.

 

По поводу практики выделения жилья, для меня она выглядит весьма сомнительно. Передается ли жилье в собственность, не слишком ли много административных барьеров для этого, не слишком ли узкая целевая аудитория, достаточно ли информационной поддержки? Ответы на эти вопросы — ответ на вопрос о том, почему не происходит массового переселения.

 

Предоставление обычного, нормального жилья в собственность, пусть и ограниченную в праве и сроке продажи соглашением на участие в программе — это то, что очень многих, если не всех удержит в регионе. А стоит лишь объявить о БЕСПЛАТНОМ предоставлении жилья в СОБСТВЕННОСТЬ, уверен, желающие участвовать в настоящей программе найдутся. Информационная поддержка, минимум условий и ограничений для граждан, желающих принять участие в программе, максимальное упрощение процедуры участия — это способ охватить максимум граждан, готовых к переселению (и не только из столицы и крупных городов), что и является залогом успеха этой программы. Насколько мне известно из СМИ, положительные примеры уже имели место.

 

Те читатели, которые обратили внимание на обстоятельства, которые удерживают человека на месте, упомянутые в начале статьи, могли заметить что в этой инициативе ничего не сказано о втором важном обстоятельстве, которое способствует благополучному обустройству людей на новом месте, а именно о возможности нормально осуществлять экономическую деятельность и обеспечивать себя и своих близких, будь то работа или малый бизнес и т.д. Ведь зачастую проблема оттока населения в крупные города обусловлена прежде всего экономическими факторами — перекосом экономики и отсутствием рабочих мест в «бедных» регионах.

 

При дальнейшем продвижении этой программы на пути к тому, чтобы она из инициативы стала законодательным механизмом, ничего не мешает сделать ее целевой, ничего не мешает сопрягать настоящую программу с крупными инвестиционными проектами, программами переквалификации кадров и/или реализовывать ее в тех регионах, где остро необходимы рабочие и специалисты. Но все это, как мне кажется, отдельный сюжет, и отдельный широкий слой вопросов, заслуживающих отдельной, более профессиональной дискуссии.

 

Что в итоге? В итоге мы получаем результат, который можно охарактеризовать следующими положительными моментами:

— Принятие настоящей программы поможет обеспечить нуждающихся граждан собственным и бесплатным жильем, что позитивно повлияет на их экономическую, семейную и демографическую активность.

— Государство реализует выполнение своей демографической политики без дополнительной нагрузки на бюджеты любых уровней.

— Принятие подобной программы побудит граждан к переезду в регион, нуждающийся в притоке населения, в результате чего государство реализует свои интересы в развитии отдельных регионов и/или городов.

— Посредством данной программы будет обеспечено исходящее направление миграционного потока из крупных городов, имеющего в настоящий момент только входящее направление, сложившееся по естественным экономико-социальным причинам, потому что у граждан появится возможность обеспечить свои базовые потребности без того, чтобы уезжать зарабатывать в столичный регион.

 

Идеи, изложенные в настоящей инициативе — это своеобразный синтез из моего личного опыта, и какую-то часть из изложенных проблем и вопросов мне приходилось решать для себя, причем, не только теоретически, но и практически, какие-то подобные проекты уже реализуются или известны успешной реализацией. Все эти идеи я предлагаю для вашей оценки и приглашаю к широкой дискуссии, потому что это поспособствует максимальному распространению и популяризации самой идеи.

 

Чем больше людей узнают, что каждый из них МОЖЕТ рассчитывать на подобные меры от своего государства, тем у большего количества людей появится интерес, запрос на такую возможность. Лично мне очень хотелось бы, чтобы настоящая инициатива дошла до уровня законопроекта, а впоследствии стала действующей федеральной программой, направленной на благо нашим согражданам и на благо России в целом!

0

Ваш отзыв

Партия Великое Отечество - Челябинское региональное отделение